
Тормозная система автомобиля играет ключевую роль в безопасности движения. Однако со временем в ней может накапливаться воздух, что снижает эффективность торможения. В автомобилях с системой ABS (антиблокировочная система тормозов) процесс прокачки имеет особенности, поскольку такая система содержит дополнительные компоненты, через которые проходит тормозная жидкость. В этой статье мы подробно разберем, как правильно прокачивать тормоза с ABS, какие инструменты потребуются и на что обратить особое внимание.
Когда необходимо прокачивать тормоза?
Признаки наличия воздуха в тормозной системе включают увеличение хода педали тормоза, снижение эффективности торможения и ощущение мягкости педали. Основные причины, по которым возникает необходимость прокачки тормозов:
- Замена тормозной жидкости (обычно каждые 30 000–50 000 км).
- Замена тормозных шлангов, суппортов или цилиндров.
- Попадание воздуха в систему после ремонта.
- Утечка жидкости.
Необходимые инструменты и подготовка
Перед началом процедуры важно подготовить все необходимые инструменты:
- Домкрат и опоры для поднятия автомобиля.
- Гаечные ключи (обычно на 8, 10 или 11 мм, в зависимости от штуцеров прокачки).
- Емкость с прозрачным шлангом для слива старой жидкости.
- Новая тормозная жидкость, соответствующая требованиям производителя автомобиля.
- Специальный сканер или диагностический прибор для автомобилей с электронным управлением ABS (в некоторых случаях).
Также рекомендуется работать в паре, так как традиционный способ прокачки предполагает нажатие педали тормоза, пока второй человек открывает и закрывает штуцеры прокачки.
Порядок прокачки тормозов с ABS
1. Подготовка автомобиля
Установите машину на ровную поверхность и поднимите колесо, с которого начнете прокачку. Обычно прокачка производится в следующем порядке: сначала заднее правое колесо, затем заднее левое, переднее правое и, наконец, переднее левое. Однако в некоторых автомобилях порядок может отличаться, поэтому важно уточнить эту информацию в руководстве по эксплуатации.
2. Добавление новой жидкости
Перед началом работы убедитесь, что бачок тормозной жидкости заполнен до максимального уровня. В процессе прокачки уровень жидкости будет снижаться, и его необходимо постоянно контролировать, чтобы не допустить попадания воздуха в систему.
3. Прокачка классическим способом
Этот метод подходит для большинства автомобилей с ABS без электронного насоса:
- Наденьте прозрачный шланг на штуцер прокачки и опустите его свободный конец в емкость с небольшим количеством тормозной жидкости.
- Помощник должен несколько раз нажать на педаль тормоза и удерживать ее нажатой.
- Откройте штуцер прокачки – вы заметите выход старой жидкости и пузырьков воздуха.
- Закройте штуцер и попросите помощника снова нажать на педаль.
- Повторяйте процесс, пока выходящая жидкость не станет чистой, без пузырьков.
- Перейдите к следующему колесу и повторите процедуру.
4. Прокачка с использованием диагностического прибора
В автомобилях с системой ABS, имеющей электронный насос или гидромодуль, может потребоваться использование сканера. Он позволяет активировать насос ABS, чтобы полностью удалить воздух из гидравлических магистралей. Процедура выполняется следующим образом:
- Подключите диагностический прибор и выберите режим прокачки тормозной системы.
- Следуйте инструкциям прибора – он активирует гидромодуль и прокачает систему.
- После завершения работы проведите повторную ручную прокачку для проверки.
5. Финальные проверки
После прокачки тормозов проверьте уровень тормозной жидкости в бачке и доведите его до нормы. Затем нажмите на педаль тормоза – она должна стать упругой и не проваливаться.
Ошибки, которых следует избегать
- Перепутанный порядок прокачки. Нарушение порядка может привести к тому, что воздух останется в системе.
- Перерасход тормозной жидкости. Нельзя допускать, чтобы бачок тормозной жидкости оказался пустым во время прокачки.
- Использование неподходящей жидкости. Важно использовать жидкость с соответствующими характеристиками (DOT 3, DOT 4, DOT 5.1), указанные в руководстве.
- Прокачка без учета модуля ABS. В некоторых системах требуется запуск насоса ABS с помощью сканера, иначе воздух останется внутри блока.
Заключение
Прокачка тормозов с ABS требует внимательности и соблюдения правильного алгоритма. Если ваш автомобиль оснащен сложной системой ABS, лучше использовать диагностический прибор для активации насоса. В большинстве случаев ручная прокачка также эффективна, но требует аккуратности. Регулярное обслуживание тормозной системы не только повышает безопасность, но и продлевает срок службы узлов тормозной системы.